Загрузка
Логотип ЛУКОЙЛ

Люди и машины стареют. Человеческий организм, как и любой механизм, подвержен износу, и «усталость конструкции» – это не только про металл. В 1961 году американский ученый Леонард Хейфлик обнаружил, что клетки нашего тела (кроме половых) в какой-то момент перестают делиться.

Лимит обновления у них, как оказалось, чуть более 50 раз за всю жизнь.

Этот феномен так и назвали – лимит Хейфлика. Позже ученые выяснили, почему деление клеток конечно. Вопросов еще множество, но с накоплением знаний человечество становится все ближе к разгадке тайны старения.

Сейчас, понимая механизм работы соматических клеток, из которых мы состоим, и многих других процессов в организме, ученые между борьбой за долголетие и борьбой за качество жизни выбирают второе. За последние 100 с небольшим лет люди стали жить почти вдвое дольше, и человечество все быстрее стареет. Сегодня на планете, по данным ВОЗ, около 900 миллионов пожилых людей. К 2020 году их число впервые превысит количество детей младше пяти лет. К 2050 году на Земле будет около двух миллиардов людей старше 60. Те, кому сейчас 30–40 лет, вряд ли захотят отказаться от полноценной жизни в старости. ВОЗ разработал «Стратегию здорового старения» и призывает людей укреплять здоровье на протяжении всей жизни, в том числе и выявляя вовремя свои слабые стороны.

В отличие от человеческого организма, износ которого постепенно нарастает к старости, автомобиль с первых дней своей жизни подвергается сильным нагрузкам.

Его «детство» – довольно сложный период, когда происходит притирка всех сопряженных элементов, важнейших «внутренних органов» машины. И изнашиваются детали в это время очень интенсивно. Впрочем, процесс этот недолгий. Потом в жизни автомобиля все становится как у людей: наступает зрелость, когда и механизмы, и их износ стабильны, а затем приходит момент, когда скорость изнашивания деталей начинает расти все быстрее, – это и есть старость. Но отсрочить ее – в наших силах.

Регулярный осмотр одинаково важен и для человека, и для машины.

От того, насколько регулярно вы проверяете исправность и надежность деталей, вовремя заменяете то, что требует замены, во многом зависит здоровье автомобиля и качество его жизни.

Легче предупредить,
чем лечить.

С этим утверждением многие медики спорят. Противники всеобщей диспансеризации говорят, что массовая профилактика не только неэффективна, но часто и вредна, ведь в ходе проверки возможны и ложноположительные, и ложноотрицательные результаты. Есть классический метод, который определяет целесообразность осмотра: тесты должны соответствовать так называемым критериям Вильсона – Джангнера. Среди обязательных пунктов – оценка последствий диспансеризации: физический и психологический вред должен быть меньше, чем польза от программы. Те, кто против массовости, предлагают альтернативу – индивидуальный подход к пациенту, с учетом всех особенностей его образа жизни и наследственности.

Как бы то ни было, комплексный осмотр применяется во многих странах. В России существует федеральная программа диспансеризации населения.

Раз в три года всем гражданам старше 21 года показано бесплатное профилактическое обследование.

Как декларирует Минздрав, главная задача – выявить на ранней стадии прежде всего те недуги, которые приводят к большинству смертей, или обнаружить предрасположенность к этим заболеваниям: это болезни системы кровообращения и в первую очередь ишемическая болезнь сердца, злокачественные новообразования, сахарный диабет, хронические болезни легких. Кроме того, во время диспансеризации всем проверяют артериальное давление, уровень холестерина и глюкозы в крови, выявляют тех, кто входит в ту или иную группу риска из-за курения, злоупотребления алкоголем, неправильного питания или недостатка физической активности. По данным Минздрава, ежегодно диспансеризацию в России проходит около 20 процентов взрослого населения страны.

Еще одна популярная профилактическая мера – это вакцинация. Противников прививок из-за их побочных эффектов тоже немало, но во многих случаях этот способ предупреждения болезни оказывается буквально чудодейственным.

По данным ВОЗ, благодаря вакцинации смертность от кори во всем мире с начала XXI века сократилась на 84 %, а количество случаев заболевания полиомиелитом снизилось на 99 % в сравнении с 1988 годом.

смертность
от кори

-84%

смертность от
полиомиелита

-99%

Если в случае с медицинской профилактикой не все однозначно, то в случае с автопрофилактикой выбор ясен: если вам дорога жизнь вашего автомобиля, а заодно и ваша собственная, регулярно устраивайте своей машине проверку. Впрочем, насчет того, когда начинать, единодушия среди автомобилистов нет. Некоторые автопроизводители рекомендуют проходить нулевое ТО примерно после пяти тысяч километров пробега, чтобы выявить все возможные проблемы на ранней стадии. Как правило, это необязательная процедура и на гарантию она не влияет, поэтому многие автовладельцы игнорируют такие рекомендации. К тому же некоторые эксперты заявляют, что современные машины в нулевом ТО не нуждаются. Однако немало специалистов считает такую профилактику совсем не лишней. Дело в том, что во время обкатки нового автомобиля в результате трения еще не приработанных элементов двигателя образуются твердые частицы. Тут, к слову, большое значение придается качеству масла. Подобно полезным продуктам, способным чистить зашлакованный человеческий организм, качественный смазочный материал должен легко вымывать вредную взвесь из зазоров между деталями. И в сервисном центре это масло, в котором оказались мельчайшие крупицы металла, вам заменят. Именно поэтому, по мнению сторонников нулевого ТО, и не стоит пренебрегать рекомендациями автопроизводителя. При осмотре машины проверят исправность электрооборудования, настройки подвески, влияющие на износ покрышек и управляемость (так называемый сход-развал), и уровень всех жидкостей. Впрочем, последнее автовладелец точно в состоянии сделать сам. Маслам ЛУКОЙЛ GENESIS удается сохранять «здоровье» новому двигателю за счет новых молекулярных технологий. Благодаря инновациям в производстве линейка GENESIS имеет одобрения ведущих мировых автопроизводителей.

Необходимость всех остальных ТО ни у кого не вызывает сомнений. Проходить регулярное техобслуживание надо в соответствии с регламентом, установленным автопроизводителем. Но и здесь есть нюансы. Если, к примеру, ваш режим эксплуатации – ежедневное простаивание в пробках, то тут в регламент стоит внести коррективы. Речь о главном – о своевременной замене масла. В такой ситуации пробег автомобиля не лучший показатель, несмотря на то что в сервисной книжке, как правило, указано: замена масла через каждые 10 000 км. Ведь при одинаковом километраже, пройденном по трассе и в городе, количество фактических моточасов может различаться в 3-4 раза.

Режим, при котором двигатель часто работает на холостом ходу, ускоряет старение масла, а следовательно, приводит к преждевременному износу двигателя: недостаток физической активности вреден всем, в том числе и механизмам.

Именно поэтому менять в моторе смазочный материал стоит раньше тех самых 10 000 км. И при этом, конечно, выбирать масло надо с учетом условий езды, отдавая предпочтение последним, инновационным разработкам. К примеру, если вы часто передвигаетесь на небольшие расстояния, двигатель не успевает прогреться. Влага конденсируется на внутренней поверхности двигателя, снижая его ресурс. Для такого режима эксплуатации автомобиля среди масел ЛУКОЙЛ GENESIS можно подобрать оптимальный смазочный материал, который продлит мотору полноценную жизнь.

Возможность выбора

В России бесплатную диспансеризацию проводят в поликлиниках по месту жительства. После всех анализов и процедур человека определяют в ту или иную группу здоровья и, если есть нужда, в группу диспансерного наблюдения. В случае, если во время первого этапа диспансеризации становится ясно, что нужно дополнительное обследование, пациент переходит на второй уровень, на котором – новые процедуры и консультации узких специалистов. Ну а для остальных все заканчивается финальным визитом к врачу. Из кабинета терапевта вы выйдете с набором рекомендаций по физическим нагрузкам, питанию и борьбе с вредными привычками.

По итогам всеобщей диспансеризации, которая в России проводится с 2013 года, здоровых каждый раз оказывается, увы, меньше, чем больных.

К примеру, в Московской области в прошлом году только у 36 % обследованных ничего не нашли. 49 % из тех, кто прошел первичный осмотр, стали участниками второго этапа диспансеризации. Медики зарегистрировали более 190 тысяч случаев различных заболеваний, у 2700 человек впервые выявили онкологию.

Но если все же вы относитесь к тем, кто в массовую диспансеризацию не верит, всегда есть альтернатива – частные клиники и индивидуальный подход.

Выбор есть и у автовладельцев: проверить здоровье автомобиля можно на авторизованной станции техобслуживания или на независимой СТО. Аргументов в пользу «официалов» немало: хоть там и выше цены, но вы платите за качество, ведь для обслуживания и ремонта современных машин нужно дорогостоящее оборудование и квалифицированный персонал, который регулярно обновляет свои знания. На АСТО это есть. Есть там, в отличие от неавторизованных сервисных центров, и узкие специалисты, а при обслуживании автомобиля четко соблюдается регламент, установленный автопроизводителем. Все это убедительные доводы для выбора именно дилерского центра, но проблема в том, что россияне официальным дилерам не доверяют. Аналитическое агентство «Автостат» опубликовало в 2017 году итоги онлайн-опроса автомобилистов:

80 % участников исследования признались, что опасаются обращаться к специалистам АСТО.

Тех, кто не доверяет независимым сервисным центрам, оказалось меньше – 66 %.

-80%

-66%

80 % участников исследования признались, что опасаются обращаться к специалистам АСТО.

-80%

Тех, кто не доверяет независимым сервисным центрам, оказалось меньше – 66 %.

-66%

Люди боятся обмана, завышенных цен, навязывания ненужных услуг, низкой квалификации сотрудников.

Если же речь идет о гарантийном ремонте нового автомобиля, то здесь вариантов нет – следует обращаться к официальному дилеру. При ремонте или замене деталей вашей машины сервисный центр использует оригинальные запчасти. Что касается расходных материалов, необходимых для ежегодного ТО, и самого техобслуживания, то у автомобилиста есть выбор: несмотря на то, что многие официальные дилеры заявляют о необходимости прохождения ТО именно у них, по закону владелец автотранспорта не обязан этого делать. Так же, как не обязан у «официалов» приобретать расходники. Но вот придерживаться рекомендаций автопроизводителя по использованию фильтров и масел необходимо, в том числе и ради сохранения гарантии. Многие автоконцерны мира рекомендуют использовать для новых автомобилей масло ЛУКОЙЛ GENESIS как отвечающее всем современным требованиям.

Ну а скоро автомобильная революция, которая уже началась, неизбежно приведет к реорганизации этой отрасли, и взаимоотношения автовладельцев и ремонтных служб станут иными. Машины с каждым годом будут все «умнее», а значит, для диагностики и «терапии» понадобятся специалисты только высшей категории. И их квалификация не уступит профессионализму людей в белых халатах.