Этой фразе, известной со времен Гиппократа, в XXI веке ученые нашли научное подтверждение.
Живой организм создает свою ДНК, получая весь строительный материал из пищи.
Группа исследователей из Оксфордского университета (Великобритания) решила выяснить, не может ли ДНК меняться в зависимости от диеты. В 2016 году были опубликованы первые результаты работы, которые касались простейших организмов: оказалось, что пища действительно влияет на последовательность ДНК. Это исследование открыло связь между внутриклеточным метаболизмом и эволюцией: стало понятнее, почему родственные организмы могут столь различаться по своей генетической структуре. Если это верно для простейших, возможно, те же законы действуют и для нас. Ученые продолжают искать.
В еде и питье — наша энергия, сила, здоровье, жизнь.
Тот же Гиппократ придавал диете большое значение и считал ее обязательной частью комплексного лечения
больного. Во многих книгах, авторство которых по традиции приписывают «отцу медицины», есть рекомендации по
питанию. В сочинении «О здоровом образе жизни», к примеру, каждому сезону соответствует своя диета: «Когда
настанет весна, больше следует вводить в себя напитков, именно вина, разведенного большим количеством воды,
и пить глотками, а кушанья должно употреблять более мягкие и поменьше; хлеб совсем устранить... Также
следует устранить мясо и все жареное заменить вареным».
Другого древнегреческого врача, прославившегося в Риме, Асклепиада, называют отцом диетологии. Он утверждал,
что организм здоров, пока атомы в нем движутся беспрепятственно, и для этого необходимы свежий воздух,
физические упражнения и разумное питание. Доброе дело для всего человечества Асклепиад сделал, введя важный
диетический принцип: он провозгласил, что пища должна быть вкусной.
У автомобилей свои диетологи появились, только когда стало очевидно, что надо ухаживать и за двигателем, и за окружающей средой.
Но понимание это пришло лишь спустя десятилетия практики. Когда Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах
разрабатывали свой бензиновый двигатель внутреннего сгорания, задача была одна — ехать. Потом хотели ехать
быстрее и дальше, тратить топлива меньше, а заливать больше... До нефтяного кризиса 1973 года автоконцерны
стремились к увеличению литровой мощности двигателя, а после резкого скачка цен на бензин задумались об
экономичности. Только в 80-е годы прошлого века одним из требований при производстве моторов и топлива стало
соблюдение экологических норм.
В России еще в начале XXI века был в ходу бензин с использованием тетраэтилсвинца.
Эта добавка приводила к свинцовой интоксикации человека, повреждала элементы двигателя и выхлопной системы.
Полный запрет на использование этилированного бензина был введен у нас в 2003 году.
Теперь о диете автомобильного двигателя заботится целая армия российских специалистов. Работа по улучшению
технических характеристик топлива ведется постоянно. Среди нефтяных компаний, действующих в этой области
последовательно и принципиально, — Группа ЛУКОЙЛ. Она не раз первой выходила на рынок с новыми стандартами
качества топлива. Так, в 2016 году в Волгограде компания ЛУКОЙЛ первой в России сделала пробный выпуск
топлива высокого экологического стандарта "Евро-6", на который стране еще только предстоит перейти.
Многое, что верно в учении Гиппократа для врачей, верно и для пациентов. Не навредить самому себе — правило, которое стоило бы усвоить каждому.
По статистике ВОЗ, избыточный вес есть у более чем 1,9 млрд взрослых на Земле, 650 млн человек страдают ожирением, и их число выросло втрое за последние 40 лет.
избыточный вес
35,4%
ожирение
12,1%
Бургер, кола и картофель фри. Очень вкусно и очень вредно. Боннский университет (Германия) опубликовал этой зимой результаты исследования: ученые выясняли, как фастфуд влияет на иммунную систему. Оказалось, так же, как бактериальная инфекция. Эксперимент проводили на мышах, которых на месяц посадили на так называемую западную диету: много жира, много сахара, мало клетчатки. В итоге обнаружилось, что организм реагирует на такую еду как на атаку: у подопытных развилось сильное воспаление. После отмены диеты оно прошло, но иммунная система осталась в состоянии повышенной боеготовности. Как говорят авторы исследования, последствия таких нагрузок для организма могут быть драматичными:
активизация работы иммунных клеток приводит к развитию сосудистых заболеваний или диабета второго типа — самого распространенного для этого заболевания.
При атеросклерозе возможен рост бляшек, так как клетки, мобилизованные на защиту организма, будут постоянно
мигрировать и откладываться на стенках сосудов. Отсюда возможная закупорка сосудов и далее — инсульт или
инфаркт.
Другая научная работа — Колумбийского университета (США) — выявила связь между фастфудом и депрессией. По
данным ВОЗ, в мире этим психическим расстройством страдает около 300 млн человек. Так вот, американские
ученые проанализировали данные масштабного многолетнего исследования, в котором приняли участие около 70 000
женщин в период менопаузы. Те из них, кто предпочитал продукты с высоким гликемическим индексом — выпечку,
белый хлеб, белый рис, чай с сахаром, конфеты, по выводам исследователей, подвергались повышенному риску
развития депрессии.
Что происходит, когда мы потребляем так называемые пустые калории? Гликемический индекс продукта показывает
скорость, с которой углеводы, усваиваясь в нашем организме, повышают уровень сахара в крови. Чем выше этот
показатель, тем быстрее пища перерабатывается в энергию. Однако спустя короткое время у нас вновь появляется
чувство голода. Если питаться так называемыми простыми углеводами регулярно, уровень сахара в крови будет
все время повышенным. Как следствие, нарушится обмен веществ, появятся жировые отложения, возрастет риск
развития многих заболеваний.
Отсутствие сбалансированной диеты у вашего автомобиля также может привести к серьезным последствиям.
Плохой бензин — это сбой в работе свечей зажигания, удар по топливной системе и удар по двигателю: некачественный бензин провоцирует повышенный износ мотора.
Как правило, почувствовать, что топливо плохое, можно сразу: двигатель плохо заводится, а может, не
заводится совсем, на холостом ходу работает нестабильно, глохнет, при разгоне будто кашляет, издает
посторонние звуки.
Эксперты в такой ситуации рекомендуют заглушить двигатель и никуда уже не ехать. Хорошо, если у вас будет
чек с АЗС. Он пригодится при обращении в суд. Следует перевезти автомобиль на эвакуаторе на станцию
техобслуживания и там при свидетелях опечатать люк топливного бака, а потом телеграммой вызвать
представителей заправки для взятия пробы бензина. Пробу нужно брать опять же при свидетелях, в трех
экземплярах — для себя, для экспертизы и для АЗС. В конце мероприятия люк следует снова опечатать.
18% — таков показатель АЗС-нарушителей, выявленных, по данным Росстандарта, в результате проверок в 2016
году. С начала 2018-го в России начал действовать закон о новых штрафах за некачественный бензин. За обман
автомобилистов владельцы АЗС теперь могут заплатить не менее полумиллиона рублей, если попались в первый
раз, и не менее двух миллионов рублей, если оказались рецидивистами.
Но все же, чтобы избежать подобных неприятностей, лучше не рисковать и заправлять автомобиль только на АЗС с хорошей репутацией, проверенной временем.
В надежных компаниях всегда строгий контроль качества топлива, который осуществляется на всех этапах — от завода до нефтебаз и АЗС. Так, ЛУКОЙЛ, одна из крупнейших нефтяных компаний мира, существующая с 1991 года, проводит тщательный анализ нефтепродуктов: эксперты берут пробы из железнодорожных цистерн, а затем из резервуаров нефтебазы; после этого выписывается паспорт качества, копию которого может увидеть любой клиент АЗС. Обязательной сертификации подлежат все нефтепродукты. Так называемые арбитражные пробы, взятые из каждой автоцистерны, хранятся и используются в случае нареканий по качеству. Ежемесячно компания проводит контрольный анализ резервуаров, а также обработки их изнутри антикоррозийным покрытием. Помимо регулярного контроля на нефтебазах и автозаправках проводятся и внеплановые проверки. Они проходят на выборочных АЗС в разных районах городов и на трассах. Анализ делается в передвижных лабораториях, оборудование которых позволяет проверить образцы по всем показателям загрязняющих веществ.
На протяжении столетий человечество упорно экспериментировало с диетами, увлекаясь часто сверх меры. Древние греки, чтобы сбросить вес, отказывались от секса и практиковали нудизм, Вильгельм Завоеватель худел с помощью алкоголя, лорд Байрон — благодаря сельтерской и уксусу, кто-то питался солнцем, а кто-то — сигаретным дымом.
Утверждать, что сейчас человечество нашло для себя оптимальный баланс между жирами, углеводами и белками, опрометчиво.
Несмотря на все научные изыскания биологов и диетологов, регулярно появляются публикации, развенчивающие те
или иные пищевые нормы. Так, британский диетолог Зоя Харкомб утверждает, что рекомендации питаться не менее
пяти раз в день овощами и фруктами — уловка маркетологов, что клетчатка не так уж полезна, а насыщенные жиры
не так уж вредны.
Согласно прошлогоднему прогнозу ООН, к 2050 году население Земли достигнет 9,8 млрд. Чтобы прокормить
человечество, потребуется увеличить производство продуктов вдвое. Агропромышленные секторы ведущих экономик
мира ждет неизбежная технологическая перестройка, а с развитием наукоемкого производства продуктов продолжит
меняться и пищевое поведение людей. В 1992 году в США придумали "пирамиду питания", в основание которой
поместили хлеб, крупы, пасту — эти продукты предписывалось употреблять в пищу чаще любых других. В начале
нового века диетологи пересмотрели принципы здорового питания, и внизу геометрической фигуры уже оказались
овощи и фрукты, а пасту и хлеб перенесли на вершину пирамиды. В 2011 году ее место и вовсе заняла "моя
тарелка", на которой — около 30% зерновых, 40% овощей, всего лишь 10% фруктов и 20% белка. К этой тарелке
добавляется один стакан молока или йогурта. Можно не сомневаться, что к середине века эталон ежедневного
рациона изменится еще не раз.
Так же меняются представления и об образцовом источнике энергии для автомобиля. Эксперты продолжают
колдовать над химическим составом топлива. С конца прошлого века в разных странах мира принимаются схожие
нормы по выбросам автомобилями вредных веществ в атмосферу. Начали с ограничения содержания в топливе серы,
потом — свинца.
Постепенно в выхлопах автомобилей становилось все меньше металлов, угарного газа, азотистых соединений.
В России действует европейский экологический стандарт. Правда, идти в ногу со странами ЕС нашему государству
пока не удается: с 2015 года в Евросоюзе введен стандарт "Евро-6", у нас же лишь два года назад обязательным
стал "Евро-5". Впрочем, в стране топливо пятого экологического класса появилось еще в 2012 году — на АЗС
ЛУКОЙЛ: компания не стала дожидаться перехода на новый стандарт всей отрасли.
Первыми в России специалисты ЛУКОЙЛ разработали и фирменное топливо с улучшенными эксплуатационными и
экологическими свойствами: в 2006 году компания выпустила на рынок собственный бренд ЭКТО, который
соответствовал на тот момент экологическому классу "Евро-3". На территории России этот стандарт стал
обязательным лишь два года спустя.
Сейчас топливо бренда ЭКТО соответствует классу "Евро-5". В прошлом году Группа ЛУКОЙЛ стала первой
отечественной компанией, выпустившей в продажу бензин премиум-класса под этой маркой — ЭКТО 100. В России
подобного еще не было. 100 — это октановое число, основная техническая характеристика бензина. Чем это число
выше, тем эффективнее работа двигателя — правда, не любого, а лишь изначально настроенного на
высокооктановое топливо. ЭКТО 100 стало результатом многолетней работы специалистов ЛУКОЙЛ. Среди его
главных преимуществ перед предыдущим флагманским АИ-98 Sport — повышение мощности двигателя на 10%,
увеличение динамики разгона на 7%, снижение расхода топлива на 6%. Такое топливо прежде всего подойдет
спорткарам, автомобилям с турбированными двигателями, но не только — производитель рекомендует использовать
ЭКТО 100 и как добавку: разбавив основной бензин, вы повысите октановое число и улучшите работу двигателя.